+7 (903) 166-19-45

01.11.2017 Состоялся экзамен в школе (г. Москва)
28.10.2017 Школе (клубу) Вин Чун "Улыбка Дракона Волгоград" 5 лет
13.10.2017 17 - 19 ноября 2017г. состоится Вин Чун семинар в г. Калининград
13.10.2017 2 декабря 2017 состоится Открытый Чемпионат Эстонии по Вин Чун
05.09.2017 Расписание занятий детской группы


                                  О пользе ударной техники ног в ВИН ЧУН.

Техника ног или, по-другому, атакующие удары ногами, на языке боевых искусств Китая означает искусство применения нижних конечностей при атаке или защите во время поединка.

С самых моих ранних занятий, мой учитель гранд мастер Ип Ман неоднократно мне подчёркивал важность тренировок мышц моего нижнего пояса  и, особенно, моих ног, так как я был и есть сравнительно небольшого роста и среднего телосложения. Это были всевозможные упражнения на работу бёдер, ног, а так же, на ударную технику ног. Следуя указаниям моего учителя, я упорно работал над техникой моих ног, довольно часто доводя себя на тренировках до изнеможения, но у нас есть такая мудрая пословица: терпение и труд всё перетрут.

Главная отличительная черта линии Вин Чун гранд мастера Ип Мана – это богатое и разнообразное использование ударной техники ног. За счёт этого он всегда одерживал верх над противником. Когда он был в Фошане начальником команды тайного следствия, о нём слыла молва, что он может одним ударом ноги сломать сразу три деревянных шеста.

После того, как гранд мастер Ип Ман переехал в Гон Конг в 1949 году, с ним произошёл один случай, когда он одним ударом ноги «вырубил» одного молодого мускулистого негодяя. Это случилось, когда Гон Конг ещё не был таким высоко цивилизованным городом, как сейчас. Все жили, с современной точки зрения, в ужасающих условиях: без канализации и без водопровода, так что всем приходилось носить воду вёдрами из  общественной колонки. И вот однажды, когда  гранд мастер Ип Ман стоял со всеми в очереди за водой, откуда-то возник здоровенный мускулистый детина с невероятно большими грудными мышцами и бицепсами, который, явно бравируя своим физическим превосходством над другими, игнорируя и расталкивая всю очередь, пробирался к колонке, желая взять воды без очереди. Видя это нахальное бесстыдство, гранд мастер Ип Ман подошёл к негодяю, чтобы вразумить его и поставить на место, но хулиган ничего не хотел  и слушать, и, более того, он решил проучить гранд мастера ударом своей огромной руки, но, в мгновение ока, Ип Ман поменял своё положение тела, перенаправив в никуда удар хулигана своей рукой -- «пронзающим мостом» с одновременным передним хлыстовым ударом ноги, таким образом, дав понять верзиле, что тот неправ. От такого молниеносного неожиданного приёма хулиган тут же рухнул на землю, как подкошенная ива от хорошего удара топора. В наши дни, любой бы другой в этой ситуации струсил и не смог бы и слова сказать верзиле, а мой учитель совершенно спокойно излечил хулигана от низменных дурных манер. Этот эпизод служит ярким примером, свидетельствующим о высоких человеческих качествах моего учителя, а так же о его глубинных познаниях всей техники Вин Чун, в том числе и техники применения ног.

Хотя я лично и не был свидетелем вышеописанного случая, и знаю об этом со слов свидетелей, но однажды, мой учитель специально для меня продемонстрировал этот молниеносный удар ноги с одновременной работой рук в положении Кван Сао. Это произвело на меня неизгладимое впечатление, так как всё произошло как в реальной боевой ситуации. Мой учитель, ни чем не выдавая своих намерений, из естественного положения тела, без выноса бьющей ноги или заряжания своей бьющей руки, совсем как в реальной обыденной жизни, даже не находясь ни в какой стойке, на мою атаку прямым ударом моей правой руки, с быстротой молнии изменил геометрию положения всего своего тела с одновременным молниеносным хлыстовым передним ударом ноги по моему животу с Кван Сао, чётко и точно парализовал все мои дальнейшие действия. Но надо отдать ему должное в том, что он очень хорошо контролировал свой удар ноги и не нанёс мне никакой травмы. Я был просто ошеломлён его скоростью, ловкостью и контролем силы удара ноги. На это молниеносное действие моего учителя я вообще совсем ничего не смог предпринять. И только гениальное мастерство контроля силы работы ног моего учителя, дало ему возможность мне показать этот технический приём наивысшего пилотажа.

Так же ярко выделяется у меня в памяти эпизод демонстрации моим учителем философии техники и культуры движения при использовании ноги в качестве руки, то есть нога должна работать совершенно так же, как и рука. Для этого он попросил меня сделать блок Тан Сао на его удар ноги. Он нанёс мне молниеносный Фук Гёрк и тут же меня свалил на землю обратным возвратом своей ноги. Всё произошло в мгновение ока на одно его движение. Я так же, как и в большинстве случаев демонстраций техник высших уровней моим учителем, никак  и ничем не смог отреагировать на этот технический приём моего учителя. В тот день я на собственном опыте убедился, что можно и нужно использовать ногу в качестве руки. Это мне открыло широкие горизонты дальнейшего самосовершенствования и дало мне богатую пищу для осмысления культуры движения, а так же дало возможность ещё глубже продвинуться вперёд в изучении техники Вин Чун.

Следующий случай так же подтверждает правоту убеждений и суждений моего учителя о важности и первостепенном значении использования техники ног в Вин Чун. В те далёкие дни начального становления Вин Чун в Гон Конге, для представителей разных школ различных стилей было обычным делом приглашать или вызывать друг друга на спарринг или открытый поединок. И, поэтому, школе моего учителя был брошен вызов одной из школ единоборств Гон Конга. Единственным условием моего учителя, при проведении соревнований, было разрешение использовать ударную технику ног. Но, в самый последний момент, по неизвестной причине, соревнования были отменены. Не смотря на то, что соревнования были отменены, это даёт нам возможность увидеть, что мой учитель на все сто процентов был уверен в правильности и необходимости применения ударной техники ног в поединке с различными школами единоборств.

И только пол века спустя, для всех, кто интересуется Вин Чун, у меня появилась возможность в моей статье кратко коснуться темы ударной техники ног в Вин Чун. Которая должна была войти в специальном издании сборника «50 летняя годовщина Вин Чун Ип Манна» в составлении которого приняли участие многие  мои практикующие соратники по Вин Чун. Ниже я привожу некоторые выжимки из моей статьи.

 

 

Что лучше, южный кулак или техника ударов ногами севера?

 

У нас есть такое выражение: южный кулак, северный удар ногами. Оно обозначает, что в единоборствах на юге Китая больше делается упор на работу рук, а на севере на ударную работу ног. Вин Чун – это единоборство юга Китая, которое традиционно всем хорошо известно своей работой кулаками. И, поэтому, все думают, что в Вин Чун нет никакой работы ног, но это, я вам должен сказать, совсем далеко не так. В реальной же жизни в теории и практики Вин Чун есть специальный большой раздел ударной работы ног при атаке и защите в реальном поединке.

Техника ног Вин Чун – это довольно большое преимущество над любым противником.   В Вин Чун существует одно довольно известное изречение - принцип, который гласит, что руки противника – это две хлопающие двери, которые довольно легко открываются только правильными уничтожающими ударами ног. Так же в Вин Чун есть и другая пословица – правило, гласящее, что во время поединка руки работают только 30 процентов времени, а всё остальное время поединка, это 70 процентов, приходится на работу ног. Всю технику ног в Вин Чун можно разделить на три части.

(а) Это помогает слабому одолеть сильного. По своей природе нога длиннее и сильнее руки, поэтому использование ног в поединке даёт значительное преимущество над противником. Особенно ударная техника ног подходит для людей небольшого роста и хрупкого телосложения, чтобы одолеть более сильного и высокого противника. Вин Чун – это «внутреннее» боевое искусство, которое использует экономные эргономичные удары ногами, которые наносятся не выше талии противника. Таким образом, все другие удары ногами, которые наносятся в прыжке, в сальте, при подпрыгивающих передвижениях являются не стилевыми, то есть не являются ударами Вин Чун.

 (б) Важность принципа внезапной атаки. Винчунист наносит удар ногой в координации с определённой работой обеих своих рук, когда он находится от противника на дистанции вытянутой своей руки, то есть на дистанции одиночного моста. Этот удар ноги требует предварительной отвлекающей работы рук, чтобы выбрать подходящий момент для нанесения удара ногой, когда противник меньше всего этого ждёт. Эта тактика соответствует одному из 36 знаменитых Китайских принципов ведения поединка: «нацелься на восток, а ударь на запад», что бы опередить и застать соперника врасплох.

 

Пункт 1- Стоп удар ноги. Пак/Тан-косой, пологий удар ногой.

 

 (в) Своей ногой нейтрализуешь ногу противника. Винчунист должен иметь ввиду, что на верхние две трети тела противника идёт работа рук, и только на нижнюю треть тела противника идёт работа ног. Когда тебя атакует противник ногами, то ты должен на его атаку сделать стоп удар ногой и тут же развить с помощью рук и ног контратаку. При этом желательно следовать принципам пословицы Вин Чун, которая гласит, что «когда противник хочет тебя стукнуть вверх, тебе надо бить вниз и наоборот, когда противник тебя бьёт вниз – надо тебе бить вверх».

 

Пункт 2 – связка Бон Гёрк и Верхний Боковой Ладонный Удар .

 

Метод молниеносных, невидимых ударов ногами.

Удары ногами в Вин Чун должны быть не только лёгкими и молниеносными, но, так же и очень точными и непредсказуемыми. Невидимый бестеневой удар ноги получил такое своё название из-за того, что он быстр и внезапен как вспышка молнии, по кантону он звучит как  Мо Йинг Гёрк.

Способность выполнить этот Винчуновский невидимый бестеневой удар зависит от ряда некоторых причин:

 (а) во-первых, атакующее движение должно быть минимальным и внезапно-хлёстким, но не зажато-скованным, и ход ноги по дистанции должен быть достаточно большим, чтобы сохранить импульс силы движения ноги.

 (б) во-вторых, это может быть достигнуто, если практикующий достаточно «мягок» и расслаблен, так как  этот удар наносится всем телом, с использованием слаженной работы суммированных импульсов работы стоек, ударов и перемещений.

Чтобы свести к минимуму атакующее движение, нужно соблюдать следующее: никаких движений верхней частью тела и никаких заряжаний бьющей ноги.

При работе ног верхняя часть тела остаётся неподвижной, а бьющая нога перед ударом ничём себя не выдаёт, то есть её нельзя специально перед ударом «заряжать» или отставлять назад, она выстреливает сразу из того положения, в котором она находится. Мне очень часто приходится видеть, как Винчунисты при нанесении ударов ногами отклоняют своё тело назад, что является абсолютно неправильным. Одно из требований Вин Чун заключается в том, чтобы верхняя часть тела, при нанесении ударов ногами, оставалась всегда неподвижной.

 

Пункт 3 – Разница между бьющим движением ноги в Вин Чун и не стилевыми движениями ног.

 

Главное отличие Вин Чун от других стилей состоит в том, что в Вин Чун всегда используются одновременная работа рук и ног.

Главный девиз Вин Чун гласит: «без рук нет и ног». Это означает, что если ты хочешь нанести удар ногой, то его всегда должна сопровождать соответствующая работа рук. Никогда не следует бездумно и в спешке наносить удары ногами. С помощью работы рук всегда можно грамотно обмануть противника, нацелившись на восток, а стукнув на запад, осуществляя руками и ногами одновременно технику защиты и нападения. Только при таком ведении поединка можно одержать победу.

 

Пункт 4 – Пак Сао и высокий ладонный удар в шею противника одновременно с пологим, наклонным ударом ноги.

 

Ноги не должны подниматься выше талии противника.

Удары ногами должны наноситься не выше талии противника, с одновременной работой рук, для сохранения баланса и сохранения хлёсткости удара ноги. Ниже будем обсуждать правильное положение тела при нанесение ударов ногами.

Принцип использования ноги - как руки.

Очень часто во время наших занятий мой учитель всем нам напоминал, чтобы мы не забывали использовать свои ноги совершенно так же, как и мы используем наши руки. Требования к рукам в Вин Чун таковы, что они должны быть очень чувствительные и подвижные, что бы правильно могли реагировать в нужный момент, тщательно охраняя центральную линию, сохраняя при этом состояние естественного расслабления, и, если надо, что бы могли «топить» плечо при прямом ударе. Все эти же принципы относятся и к ногам в Вин Чун.

Ударная техника ног Вин Чун.

Расслабление – это фундаментальный и главный принцип при использовании работы ног в Вин Чун. Сила ноги должна быть естественна. Перед нанесением удара, винчунист должен сначала расслабить мышцы талии и тазобедренный сустав (kua) и перенести всё своё дыхание в Дан Тянь. И только после этого появится нужная сила в мышцах талии, суставах и бёдрах, а затем распространится на колени, голени и наконец на пятку. Когда удар достигнет своей цели или встретится с блоком противника – нужно незамедлительно возвратить ногу в прежнее положение.

 

Основной принцип работы ног Вин Чун  пятка ведёт за собой всю ногу, но, при этом, может быть разная пространственная геометрия стопы: стопа-крючок, трамбующая стопа, подметающая стопа и «щёлкающая» стопа. Эта терминология используется в форме манекена семи ног. Ниже привожу названия ударов ног и связок из формы деревянного манекена.
1. Кван Сао + Боковой удар ноги (Пункт 5)
2. Тан Да + Наклонный (пологий) удар ноги по колену
3. Тан Да + Прямой удар ногой
4. Чуен Киу + Прямой удар ногой
5. Кван Сао + Растаптывающий удар ногой
6. Пак Сао + Задерживающий удар ногой
7. Кван Сао + Нижний боковой удар ногой
8. Пак Сао + Наклонный(пологий) удар ноги по колену
9. Гуан Сао + Подметающий удар ногой (Пункт 6)
10. Джат Сао + Передний удар ногой (Пункт 7)
11. Тан Да + Низкий Передний удар ногой
12. Пак/Тан + Наклонный (пологий) удар ногой (Пункт 8)
13. Лап Да + Наклонный (пологий) удар ногой (Пункт 9)

 

Основная зона поражения атакующей ноги – это центральная линия нижней трети тела соперника. Средняя зона поражения ноги так же в себя включает: Дан Тянь, копчик, промежность, плавающие рёбра и солнечное сплетение. Нижняя зона поражения в себя включает: верхнюю внутреннюю часть бёдер (большие сосудисто-нервные пучки), колени, лодыжки, подъём стопы, икры и голени. Ниже в таблице я привожу классификацию ударной техники ног Вин Чун.

 

 

Ударная техника

 

связки

 

Зоны поражения

 

Топание – применение пятки для протыкающего удара

 

Кван Сао – Боковой удар ноги,
Кван Сао – Низкий боковой удар ноги

 

Дан Тянь, рёбра, пах, колени.

 

 

 

Тан Да – Наклонный удар
Пак Сао –Наклонный удар по колену

 

Колени.

 

 

 

Тан Да – Передний удар ноги
Пак+Тан – Наклонный Удар ноги

 

Солнечное сплетение, Дан Тянь, промежность

 

 

 

Чуен Киу – Передний Удар ноги
Джат Сао – Передний Удар ноги
Лап Да – Наклонный удар

 

Дан Тянь, промежность, солнечное сплетение.

 

 

 

Тан Да – Нижний Передний удар ноги

 

Колени, икры ног.

 

Крючок (зацеп) – применение ноги для выведения противника из равновесия с последующим его падением

 

Пак Да – Стоп удар

 

Лодыжка

 

Растаптывание – работа всей ступни или её нижней части, чтобы с силой наступить на противника

 

Кван Сао – Растаптывающий удар ногой

 

Голени, нижняя часть бедр, верхняя внутренняя часть бедра

 

Сметание (подметание) – применение голени для ударов по нижней части тела противника

 

Гуан Сао – Подметающий удар ногой

 

Икры ног, лодыжки.

 

Крючок (зацеп) – использование стопы или её кончика для удара по паху или копчику противника

 

Тан Да – Передний Удар ноги
Пак+Тан – Пологий удар ноги

 

Промежность, копчик.

Чтобы нейтрализовать удары ног противника используются: Бон Гёрк, Фук Гёрк и Джин Гёрк.

 

Пункт 5 – использование ноги на удар противника ногой

 

Essentials of Leg Training

Основные главные принципы тренировок ног.

При использовании ног в поединке очень важно, чтобы они были быстрые и подвижные, та как есть задержка-промежуток времени между двумя точками времени, это когда нога поднялась для удара и когда она опять возвратилась на землю. И вот эта моментальная задержка, то есть то мгновение, когда нога находится в воздухе, влияет на быстроту всех движений. Если задержка довольно большая, то это даёт преимущество сопернику и у него возрастают шансы удачной контратаки, да и так же удар ногой по сопернику может быть малоэффективным из-за этого. Прежде чем начать наносить удары ногами по противнику в спарринге, следует их правильно тренировать. Но самое первое, что должен тщательно тренировать ученик перед тренировками ударов ног, это работа ног в передвижениях. Но целью этой моей статьи не является описание работы ног в передвижениях. Если у меня будет возможность, то я обязательно на этом остановлюсь поподробнее в одной из моих следующих статей. При нанесении же ударов ногами, ученику следует стремиться достичь в них лёгкой хлёсткости, эластичности и молниеносности.

Так если же у вас медленные удары ногами, то вам будет очень трудно одержать победу над противником. И только тогда, когда вы достигли достаточного уровня мягкости, хлёсткости и эластичности удара ногами, то тогда уже надо будет работать над точностью поражения зон противника. Только тогда ученик сможет наносить правильные удары, когда у него появится правильная работа ног в передвижении, когда он сможет контролировать грамотно Фейсинг и естественное свободное распределение своего веса на ноги. Если этого нет, то он будет медлителен, неуклюж и неспособен победить более сильного противника.

Форма Чам Киу нацелена на тренировку распределения веса всего тела на заднюю ногу в стойках Чин Сань Ма и Пьен Сань Ма. Передняя нога должна слегка касаться поверхности пола. Эта форма тренирует стабильность всего тела при работе ног в передвижениях, стойках и ударах, что является фундаментальным требованием Вин Чун при изучении ударов ногами.

В технике ног Вин Чун нет никаких сальто, прыжков или ударов ног в прыжках. Удары ног атакуют среднюю или нижнюю треть тела. При изучении ударной техники ног нет необходимости следовать методам тренировок северных стилей Китая, вполне достаточно придерживаться следующих методов Вин Чуня:

 

1. Метод одиночных ударов ногой.

 

 

2. Липкие ноги, (Чи Гёрк).

 

 

3. Работа с манекеном, форма 7 ног.

 

1. Метод одиночных ударов ногой.

Все начинающие постигать удары ногами, должны понять как бить ровно и плавно. Это требует большого количества повторений. Без этой трудной работы винчунист не будет способен генерировать нужную силу. У разных стилей разная культура ударной техники ног. Наш метод практики одного удара:

а) используя правую ногу как центр притяжения, отправную точку, встаньте прямо и вытяните вашу правую руку в позицию Бил Джи Сао.

б) затем, левую ногу выставите вперёд и нанесите передний удар. Нанесите удар такой культуры, что бы от чрезмерного растяжения бьющей ноги развилась такая сила, что по завершении удара, бьющая нога сама как бы автоматически возвратилась на своё первоначальное место. Таким образом, возвращающаяся обратно нога должна описать маленький круг перед нанесением следующего прямого удара.

в) повторите бесчисленное количество раз вышеописанную методику ударной техники.

г) продолжайте держать левую ногу в воздухе не касаясь земли, поверните ваше тело и прямой удар смените на боковой удар с Кван Сао.

д) правая нога продолжает держать всё тело в прямом положении, затем, используя всё своё тело как вал или ось, подпрыгните и нанесите удар правой ногой после каждого поворота тела. Это так же следует делать бесконечное множество раз.

е) поменяйте местами ноги и делайте всё то же самое, только стоя на левой ноге.

Имейте в виду, что при выполнении вышеуказанных упражнений верхняя часть тела должна оставаться неподвижной.

2.Техника липких ног. (Чи Гёрк).

Липкие ноги являются вторым уровнем в тренировке ударной техники ног. Есть три основные причины, по которым следует делать липкие ноги. Одной из них является развитие опорного баланса ног. Вторая причина – это тренировка мышц талии, таза, бёдер, коленей, чтобы они все стали мягкими и податливыми. Третья причина – это развитие чувствительности обеих ног, чтобы достичь такого же уровня чувствительности и культуры движения, как и в руках. Чтобы ноги были равноценны работе липких рук.

 

 

Пункт 6- Парирование переднего удара ноги противника техникой Чи Гёрк – Бонг Гёрк.

 

 

 

 

 

Пункт 7- движение второе Гаун Гёрк нейтрализует Чи Гёрк – Нижний боковой удар ноги.

 

 

 

 

3. Работа ударной техники ног с деревянным манекеном.

Это является объединением выше описанных ударных техник ног в одну форму для деревянного манекена, так же в неё взяты ударные техники ног из обычной формы манекена, состоящей из 8 разделов. Эта форма была создана исключительно для отработки и совершенствования ударной техники ног, чтобы тренировать воедино сразу работу бёдер, таза, талии, стоек, ударов, шагов, ударов руками и ногами, чтобы всё было как единое целое….целый единый организм…

Конечно, ударную технику ног следовало бы применять сразу в липких руках, но из-за вероятности возникновения травм от ударов ногами я не включал удары ногами в липкие руки, и только по настоянию моего учителя гранд мастера Ип Манна, намного позже, я включил в дисциплину липких рук ударную технику ног. Уверения и поддержка моего учителя изменили мой метод преподавания Вин Чун всем моим студентам.

 

Chow Tze Chuen
Wing Chun Chuen Kwoon
June 2000